О ЧЁМ ГОВОРЯТ ЭМОЦИИ?

Что делают с нами картины? Музыка? Литература? Что происходит внутри меня, когда я погружаюсь в мир искусства? То чувство, которое появляется в этот таинственный момент, наверное, знакомо каждому человеку, и мало кто может описать его словами. Интересно послушать хорошего экскурсовода, то звонко и бойко, то слегка на распев посвящающего нас в детали биографии Мастера и в тайны создания его творения.

Но мы приходим в музей не послушать, мы приходим туда помолчать.
«Девушка с жемчужной серёжкой» Ян Вермеер (Vermeer) (1632-1675). Вы видели эту картину? Ей триста лет. Можно найти много искусствоведческих работ о тайнах этой картины. Некоторые критики называют ее "нидерландской Моной Лизой". Но более чем загадка этой картины мне интересно то, что происходило с людьми, которые на неё смотрели.

Однажды английская писательница Трейси Шевалье смотрела на репродукцию "Девочки с жемчужной серьгой", висящую у нее над кроватью. Вермеер всегда был ее самой большой любовью в живописи, она мечтала увидеть все его полотна в музеях, и эта мечта сбылась. Но "Девочка" оставалась самой любимой. Она даже писала о ней стихи. А в то утро решила посвятить ей роман… Этот роман принёс Трейси всемирную славу. И этот роман был не совсем о Вермеере. Это было что-то новое. Новое художественное произведение.

Режиссер Питер Уэббер снял фильм по роману Трейси Шевалье. История создания знаменитого полотна Вермеера становится одновременно рассказом о зарождающейся любви, психологической драмой и учебником живописи. Кто-то из критиков сделал Уэбберу комплимент: "Такое ощущение, что свет у вас в фильме выставлял Рембрандт". "Нет, — ответил Уэббер, — Эдуардо Серра. Он гораздо лучше..." Уэббер сделал прекрасный фильм. Это было не совсем о Вермеере, это было не совсем по Шевалье. Это было что-то новое. Новая хорошая работа.

Поэтесса Лариса Кузьминская, вдохновившись этой картиной, пишет стихи:

ЖЕНЩИНА С ЖЕМЧУЖНОЮ СЕРЕЖКОЙ

Женщина с жемчужною сережкой
К нам спустилась лунною дорожкой,
Примостилась молча на крылечке,
Засверкало на руке колечко.

"Женщина с жемчужною сережкой,
В платье, что расшито звездной крошкой,
Из каких, ты, недр мироздания
К нам явилась, чудное создание?

Расскажи о таинствах Вселенной,
Нам живущим бренной жизнью, тленной
О кометах, звездах и светилах,
О волшебных и небесных силах..."

Женщина с жемчужною сережкой,
В платье, что расшито звездной крошкой,
Мне в ответ тихонечко вздохнула,
И как птица в небо упорхнула.

Не пойму была ли это быль,
Но искрится на пороге пыль
Яркими, бриллиантовыми крошками,
И ее жемчужная сережка.

Это совсем не о Вермеере. Это даже не про девушку… Что происходило с Трейси Шевалье, Питером Уэббером, Ларисой Кузьминской когда они смотрели на эту картину? Что они переживали, что чувствовали?

Произведения искусства как некий невидимый катализатор зарождают в нас эмоции. Эмоции несут в себе понимание того, что для нас ценно. Причём ценности у каждого свои. Слушая себя, свои эмоции и чувства, возникающие в нас при соприкосновении с произведениями искусства, мы можем узнать о себе что-то новое. А это новое может повести нас за собой, дать нам энергию, силу и вдохновение на создание чего-то своего. Возможно, даже не менее прекрасного, чем то, что вызвало в нас эти эмоции.

Психолог Виктория Иванова


На главную