ЗАЛОЖНИКИ ОЦЕНОЧНОЙ СИСТЕМЫ

Представим себе ребенка, который спонтанно играет, веселится, рисует на обоях и пачкает стол. Приходит взрослый и рассказывает о правилах, как можно и нельзя.

 Это важный этап становления личности, но что произойдет, если таких правил будет очень много? Что если ребенка ограничивать даже там, где не нужно?
 
Как-то ко мне пришли на занятия мама и малыш, в моем пространстве можно было и на стенах рисовать, была свобода. Но мама стала одергивать малыша, подсовывать кисть, указывать каким цветом рисовать и что именно рисовать. У меня все сжалось внутри от такой несвободы.
 
Вот они ложные ограничения.
 
Или когда ребенок хочет, например, нарисовать мелом на полу, родитель может перейти сразу в крик, не анализируя, а что если мел легко отмыть, что если ребенок чуть-чуть чирикнет? Может быть ничего страшного и это безобидное занятие.

Дальше больше, начинается школьная пора и здесь казнят без пощады.
Это фабрика невротиков.
 
Бесконечные оценки лишают возможности изучать мир легко и с интересом, рождают напряжение и только одно желание - сделать все правильно, а то мама накажет. Теряется сам смысл - узнать, понять, изучить.

Следующим этапом становится внутренний перфекционизм, который встречается повсеместно. Даже там, где можно быть неидеальным, уже никто не оценивает, но внутри все равно сидит тот, кто измеряет каждое действие с целью сделать ещё лучше. Это неплохо, но становится ядом, если этого много, и обычно так и бывает.

Этот яд отравляет чувством повсеместной вины, потому что человек внутри измеряет себя линейкой и уже не осознает этого.
Постоянно мышление работает на поиск идеального варианта и думает, как стать ещё более эффективным.
 
"Нужно надеть самое красивое платье"
"Нужно обязательно все-все убрать перед приходом гостей"
"Нужно погладить носочки без складочек"

И пофиг, что самому человеку не нравится гладить и это не его принципы, главное не облажаться, не сделать на 4ку или не дай бог 3ку.

Да даже в простых вещах, выбрать самый клёвый фильм на вечер, одеть только удобную одежду, выбрать самый подходящий чай.
А ещё беда в том, что человек-перфекционист получает мало опыта, тк он перед тем, чтобы сделать действие, будет вымерять его много раз, таким образом, лишая себя ошибки и интеграции нового опыта, не мыслительного, а именно практического!

Ведь когда человек ошибается, то он намного быстрее понимает опыт и дальше может опираться не на фантазии, а на то, что с ним произошло в реальности. Жизнь наполняется лёгкостью и интересом, который был утрачен когда-то в детстве.
 
И оказывает, что и так тоже можно)

Автор текста: психолог Оксана Турбина 

На главную